В соответствии с этими стандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
* Резюме * Описание предприятия и отрасли * Описание продукции (услуг) * Маркетинг и сбыт продукции (услуг) * Производственный план * Организационный план * Финансовый план * Направленность и эффективность проекта * Риски и гарантии * Приложения
1. Резюме
Резюме - это самостоятельный документ, содержащий основные параметры и положения всего бизнес-плана. Чтение бизнес-плана начинается с резюме. Как правило, многие потенциально заинтересованные в лица читают только резюме, что неудивительно, т.к. бизнес-план полностью грамотно прочитать может только профессианально подготовленный экономист. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и лаконичную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора, в нем отражены основные параметры бизнес-плана: размер собственных и заемных средств, период окупаемости проекта, чистый дисконтированный доход, индекс доходности и т.д.
Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов. 2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются: # Общие сведения о предприятии # Финансово-экономические показатели деятельности предприятия # Структура управления и кадровый состав # Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы # Отрасль экономики и ее перспективы # Партнерские связи и социальная активность 3. Описание продукции (услуг)
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление продукта или услуги, производимых с помощью внедряемой или существующей бизнес-линии. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
Примерная структура раздела:
* Наименование продукции (услуги) * Назначение и область применения * Краткое описание и основные характеристики * Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им * Патентоспособность и авторские права * Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции * Степень готовности к выпуску и реализации продукции * Наличие сертификата качества на продукцию * Безопасность и экологичность * Условия поставки и упаковка * Гарантии и сервис * Эксплуатация * Утилизация после окончания эксплуатации
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела существует для раскрытия информации о рынке сбыта Вашей продукции (услуги). На кого направлена Ваша продукция (услуга), в чем ее конкурентное преимущество, говоря языком молодежи, "фишка". Различные потенциальные потребители структурируются в т.н. рефрентные группы по различным критериям. Важно понять емкость рынка, конкурентную среду. Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом, платежеспособностью и др. (если это население).
Примерная структура раздела:
* Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования * Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия * Описание рынка сбыта продукции (услуги) * Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др. * Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены
5. Производственный план
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые и косвенные, постоянные и переменные издержки на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
Общие сведения о предприятии
* Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта * Используемая технология и уровень квалификации исполнителей * Потребность в площадях * Кадровое обеспечение * Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих
Объем производства
Расходы на персонал
Расходы на персонал включают в себя:
* затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.); * затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.); * затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).
Расчет переменных издержек
К переменным издержкам относятся:
* Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия * Затраты на производственный персонал * Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)
Расчет постоянных издержек
К постоянным издержкам относятся:
* Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия) * Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт) * Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)
6. Организационный план
В данном разделе описывается организационная структура предприятия (будущего предприятия). Описываются функции членов руководящей группы и их зоны ответственности. Представляется график реализации проекта. 7. Финансовый план
Цель раздела - показать производственный, инвестиционный и финансовый разделы и совместить их для расчета потока реальных денег. В результате мы сможем получить чистую текущую стоимость проекта (ЧТС), срок окупаемости. Продисконтировав денежные потоки, мы сможем представить индекс доходности (ИД), внутреннюю норму доходности (ВНД), рассчитать т.н.дисконтированный срок окупаемости проекта.
Примерная структура раздела:
* Затраты подготовительного периода * Затраты текущего (основного) периода * Расчет поступлений от проекта * Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга) * Расчет налоговых платежей * Другие поступления и выплаты * Отчет о прибылях и убытках * Поток реальных денег * Прогнозный баланс
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта. 9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. 10. Приложения
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
* подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.); * характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения); * подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции); * показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.); * раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.); * обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.); * подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы). * подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.).
Бизнес новости статьи, как сохранить и сделать бизнес с нуля. Бизнес для дома. Готовый бизнес. Интернет бизнес 2009. Создание бизнес идеи. Как заработать на бизнес идеях. Уроки бизнеса. Бизнес-планы. Создание, реализация бизнес планов. Как заработать на рекламе. Реклама в интернете. Как заработать деньги в интернет?. Бизнес тесты.
Хостинг от uCoz