В современных условиях одним из ключевых элементов
организации бизнеса является система планирования и управления
коммерческой организацией. В быстроменяющейся экономической ситуации
невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих
действий и, не прогнозируя последствий. Процесс планирования позволяет
увидеть весь комплекс будущей деятельности организации и предвосхитить
то, что может случиться. Особенно важно планирование при разработке
долгосрочной перспективы развития предприятия. Работая без плана, вы не
можете оперативно реагировать на совершающееся событие, и становитесь
заложником обстоятельств. Действуя на основе разработанного плана, вы
можете быстрее реагировать на предвиденные и запланированные явления.
Успех в бизнесе главным образом зависит от трех составляющих:
понимания общего состояния дел на данный момент;
представление того уровня, которого Вы собираетесь достичь;
планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Решить эти вопросы позволяет
бизнес-планирование, которое включает: разработку целей и задач, оценку
текущего состояния предприятия, выявление сильных и слабых сторон,
анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В бизнес-плане
дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
На сегодняшний день, едва ли не каждая
компания хотя бы раз пыталась заниматься составлением бизнес-плана. В
подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает необходимость
привлечения инвестиций. Но это лишь его внешняя функция. Более важной
является его внутренняя направленность - как важнейшего инструмента
внутрифирменного планирования. Однако очень часто составленные
специалистами предприятий бизнес-планы (в т.ч. при помощи
специализированных компьютерных программ) оказываются в лучшем случае
на полке, или в мусорной корзине инвестора.
Как быть? Бизнес-план можно разработать и
самостоятельно, воспользовавшись специально созданными для этого
программными продуктами или обратиться за помощью в одну из компаний,
специализирующихся в данной области. В любом случае, нужно отойти от
формального подхода к разработке бизнес-плана.
Обложившись литературой, технологией
составления бизнес-плана можно овладеть за несколько дней. Можно даже
воспользоваться готовым шаблоном, подставив в него данные о своей
фирме. Но конспектирование методической литературы - это только
полдела. Главное правильные и достоверные расчеты.
Конечно, финансовую часть можно составить
при помощи программных продуктов. Например, таких как: Project Expert,
"Альт-Инвест" или "ИНЭК-Аналитик". Однако стоимость этих программ
достаточно высока и иногда сопоставима со стоимостью заказа на
бизнес-планирование. К тому же многие инвестиционные организации с
осторожностью относятся к бизнес-планам сгенерированным только при
помощи компьютерной программы. Такой бизнес-план может потребовать
дополнительной и тщательной доработки.
Серьезный инвестор будет оценивать и то,
что называется корпоративной культурой компании, профессионализм
руководителя и его команды, их видение настоящего и будущего своего
бизнеса. Кроме того, кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам
разработанным самостоятельно. Объясняя это тем, что неспециалисты
упускают многие важные моменты и не учитывают возможные риски,
юридические аспекты деятельности, тонкости отношений с поставщиками и
прочее. В любом случае, они оставляют за собой право запрашивать
дополнительную информацию и настаивать на доработке проекта. А
некоторые кредитные организации настолько тяготеют к красиво написанным
бизнес-планам, что всегда найдут к чему придраться, если бизнес-план
был составлен без помощи экспертов из консалтинговых фирм.
Обращение к специалистам консалтинговой
фирмы наиболее приемлемый вариант. Консультанты помогут учесть все
нюансы и не совершить ошибок. Однако не стоит считать, что от вас
потребуется только заплатить и получить готовый вариант. Ваше активное
участие в составлении бизнес-плана - залог того, что на выходе вы не
получите формальный и отвлеченный вариант, который не будет вдохновлять
не только инвестора, но и вас самих. К тому же, иногда инвесторы
требуют, чтобы бизнес-план представлял лично руководитель предприятия.
Бизнес-план как инструмент внутрифирменного
планирования поможет увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные
возможности и последствия. Именно поэтому в таком бизнес-плане должны
быть правдивые оценки, которые не исключают и то, что иногда честная
информация может быть очень чувствительна и болезненно воспринята
предпринимателем. Потому что правдивый и грамотно составленный
бизнес-план может значительно изменить представление о перспективах
занятия данным видом бизнеса. Но лучше заранее отказаться от возможных
негативных экономических последствий, чем потом, когда уже весь бизнес
будет поставлен под удар.
Что необходимо учесть при разработке бизнес-плана проекта?
Бизнес-план должен быть тесно увязан со
стратегией предприятия, ведь именно он является инструментом реализации
стратегических целей (при условии, конечно, что они правильно
сформулированы). И конечно, должен содержать достоверные, фактические и
планируемые финансовые показатели.
Следует трезво оценить имеющиеся ресурсы и
препятствия на выбранном пути. Здесь возможен возврат к выбору новых
путей достижения желаемого состояния. Если препятствия во всех случаях
настолько значительные, что не могут быть преодолены с помощью
имеющихся ресурсов или изменения внешней среды, то возможен даже
возврат к определению нового (возможно, более скромного) желаемого
состояния.
Инвестор будет тщательно проверять
достоверность представленных ему расчетов и предположений. А он
зачастую располагает не меньшей информацией, чем сам разработчик. Это
одно из неизменных требований любого инвестиционного института. Поэтому
не стоит вводить инвестора в заблуждение, показав слишком оптимистичный
бизнес-план, лучше честно изложить текущую ситуацию. В противном случае
можно очень легко попасть в весьма щекотливое положение и возможно, что
больше ни одна кредитная организация не захочет иметь с вами дело.
Безусловно, существует риск того, что
бизнес-идеи проекта могут быть банально украдены самим инвестором.
Однако, репутация на рынке иногда стоит дороже, и украв бизнес-идею
один раз, такой инвестор может потерять репутацию навсегда.
В зависимости от цели составления
бизнес-плана (в качестве плана привлечения инвестиций, для привлечения
партнеров, для персонала фирмы и т.п.) его разделы могут
разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. В любом случае,
для предварительной рассылки потенциальным инвесторам, лучше сделать
сжатый бизнес-план объемом до 10 страниц (против 30-50 страниц полного
плана). В таком варианте, он может состоять из основного резюме, резюме
каждого большого раздела со всеми показателями, и не содержать
конфиденциальной информации.
Конечно, в реальной жизненной ситуации
трудно сделать, в точности все как было запланировано. И
бизнес-планирование не панацея от всех бед - это серьезное
исследование, требующее много времени и сил, которых у вас может и не
быть. Однако, используя бизнес-планирование в современном бизнесе, Вы
можете быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами
(финансовыми и временными) произвести необходимую корректировку
стратегии достижения такого состояния будущей реальности предприятия,
которого желаете добиться собственными усилиями.
|