Прежде чем приступить к рассказу о различных методиках оценки эффективности капиталовложений, следует разобраться, в чем суть инвестиционной деятельности, каковы ее цели и какие виды инвестиций существуют. Итак, инвестиции - это совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на увеличение капитала, расширение, модернизацию или техническое перевооружение производства. Основная их цель - прибыльное размещение капитала. Инвестиционная деятельность представляет собой процесс привлечения, оценки, распределения и использования инвестиций. Ее цели могут быть различными: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, приобретение новых предприятий, диверсификация в результате освоения неизведанных областей бизнеса, снижение издержек обращения по причине роста объемов производства.
Существуют следующие виды инвестиций: -финансовые; -реальные; -валовые; -чистые.
Финансовые инвестиции - это вложения капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги.
Реальные инвестиции - вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов.
Валовые инвестиции - суммарные вложения, необходимые для возмещения и прироста основного капитала.
Чистые инвестиции - валовые инвестиции за вычетом сумм амортизации основного капитала.
С точки зрения источников финансирования инвестиции бывают: частные; государственные. Частные инвестиции финансируются за счет собственных и привлеченных (долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг, амортизационные отчисления) источников.
Государственные инвестиции финансируются из средств госбюджета. Существует также деление инвестиций на венчурные (рисковые), прямые, портфельные и аннуитет.
Венчурный капитал - это термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Такой капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, которые производятся в неосвоенных, связанных с большим риском сферах деятельности.
Он инвестируется в несостыкованные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, называемых венчуром. Прямые инвестиции являются вложениями в уставной капитал экономического субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным субъектом. Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля - приобретением ценных бумаг и других активов. Портфелем называется совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, которые служат инструментом для достижения конкретной цели вкладчика. Аннуитет - инвестиции,принося- щие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном так именуют вложение средств в страховые и пенсионные фонды.
Финансовый леверидж
При покупке акций и облигаций одного акционерного общества инвестору следует исходить из принципов финансового левериджа.
Финансовый леверидж представляет собой соотношение между облигациями и привилегированными акциями, с одной стороны, и обыкновенными акциями - с другой. Его уровень (Л) можно рассчитать по следующей формуле:
Л = (О + Ап) / Ао,
где О - облигации; Ап - акции привилегированные; Ао - акции обыкновенные.
Финансовый леверидж считается показателем финансовой устойчивости акционерного общества, что отражается на доходности портфельных инвестиций (высокий уровень левериджа свидетельствует о финансовой неустойчивости).
Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.
Инфляция - обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.
Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление ее нежелательно, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и в конечном итоге к стагнации (экономическому кризису) в экономике страны.
Однако непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают и дополнительные доходы. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу.
Процесс планирования инвестиционной деятельности Процессы планирования инвестиций в основной капитал и выбора проекта инвестиций в оборотный капитал (ценные бумаги) включают в себя одни и те же этапы. Прежде чем принять решение об инвестициях, необходимо:
вычислить ожидаемые денежные поступления от данного проекта, включая стоимость активов на конечную дату; определить степень риска получения прогнозируемых денежных средств; выбрать соответствующий коэффициент дисконтирования, называемый также ценой (затратами) капитала, при которой эти денежные средства дисконтируются; дисконтировать и оценить на основе текущей стоимости ожидаемые движения денежных средств, чтобы получить расчет стоимости активов организации; сравнить вычисленную стоимость с ценой проекта: если текущая стоимость активов превышает цену проекта, то проект принимается. Наиболее простым методом оценки является проверка периода окупаемости. Период окупаемости определяется путем сравнения суммы капитальных вложений с годовой экономией в затратах. Финансовый менеджер делит всю сумму вложений на сумму годовой экономии, чтобы найти период окупаемости. Например, если годовая экономия составляет 5 млн. руб., а вложения - 10 млн. руб., то период окупаемости равен двум годам.
Однако проверка периода окупаемости не может служить достаточно точным показателем качества вложения, особенно если предприятие производит не только капитальные вложения в основные средства, но и осуществляет другие направления инвестирования. Оценка инвестиционных проектов с помощью коэффициента дисконтирования Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность, которая может рассматриваться в двух аспектах: первый аспект связан с покупательной способностью денег, второй- касается обращения денежных средств как капитала и получения доходов от такого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги.
Данный метод предполагает использование коэффициентов дисконтирования для приведения будущих потоков денежных средств к текущему моменту. Выбор коэффициентов так же важен, как и выбор метода оценки.
Коэффициентом дисконтирования называется выбранный уровень ставки дисконта, который должен быть изменен в зависимости от пожеланий инвестора. Коэффициент дисконтирования обычно модифицируется таким образом, чтобы обеспечить компенсацию риска потерь.
Коэффициент дисконтирования, используемый данным предприятием, именуется барьерным. Чаще всего применяемый барьерный коэффициент приблизительно равен риску по операциям самого предприятия. Риск предприятия тождествен уровню рентабельности, который сложился и который оно собирается поддерживать.
Выбор численного значения коэффициента дисконтирования зависит от таких факторов, как: цели инвестирования и условия реализации проекта; уровень инфляции в национальной экономике; величина инвестиционного риска; альтернативные возможности вложения капитала; финансовые соображения и представления инвестора. С ростом ставки приведения размер чистого приведенного дохода сокращается. Считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться разные значения норматива дисконтирования. В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6%, инвестиции в обновление основных фондов- 12%, вложения с целью экономии текущих затрат - 15%, вложения с целью увеличения доходов предприятия - 20%, рисковые капиталовложения - 25%. Отмечается зависимость ставки процента от степени риска проекта. Для обычных проектов приемлемой нормой будет ставка 16%, для новых проектов на стабильном рынке - 20%, для проектов, базирующихся на суперсовременных технологиях, - 24%.
Каждое отдельное инвестиционное предложение требует от финансового менеджера подготовки информации об ожидаемых потоках денежных средств с учетом налоговых платежей и инфляции. Ключ к принятию верного решения - анализ ситуации с учетом нового инвестиционного проекта и без него.
Рассмотрим следующую ситуацию. Предприятие выясняет возможность производства новой продукции. Объем затрат определен в размере 150 000 тыс. руб. на приобретение оборудования и его установку. Расчеты показывают, что цикл жизни товара составляет шесть лет и увеличение выручки от продаж с введением нового оборудования составит, тыс. руб.:
1-й год 2-й год 3-й год 60000 120000 160000 4-й год 5-й год 6-й год 180000 110000 50000
За тот же период прирост затрат на оплату труда, эксплуатационные издержки, расходы на сырье и материалы, другие затраты, связанные с изготовлением новой продукции, и прирост налоговых платежей составят, тыс. руб.:
1-й год 2-й год 3-й год 40000 70000 100000 4-й год 5-й год 6-й год 100000 70000 40000 Таким образом, ожидаемый приток денежных средств по годам соответственно, тыс. руб: 1-й год 2-й год 3-й год 20000 50000 60000 4-й год 5-й год 6-й год 80000 40000 10000
Произведенный расчет предоставляет финансовому менеджеру информацию, необходимую для выбора наиболее эффективного проекта.
Метод расчета чистого приведенного эффекта (NPV) В основе данного метода заложено следование основной целевой установке, определяемой собственниками компании: повышение ценности фирмы, количественной оценкой которой служит ее рыночная стоимость. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для этой реализации. Метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, которые генерируются ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение определенного количества лет годовые доходы в размере P1, P2... Pn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (Present Value, PV) и чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
PV = СУММ(k=1...n) Pk / (1+r)k,
PV = СУММ(k=1...n) Pk / (1+r)k - IC.
Очевидно, что если:
NPV>0, то проект следует принять (в этом случае ценность компании и, следовательно, благосостояние ее владельцев увеличатся);
NPV<0, то проект следует отвергнуть (ценность компании уменьшится, и владельцы понесут убытки);
NPV=O, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.
Прокомментируем особо последнюю ситуацию. Здесь действительно благосостояние владельцев компании не меняется. Однако инвестиционные проекты нередко принимаются управленческим персоналом самостоятельно, при этом менеджеры могут руководствоваться своими предпочтениями. Проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу при его реализации благосостояние владельцев компании не изменится, но в то же время объемы производства возрастут, т. е. компания увеличится в масштабах. Поскольку нередко расширение компании рассматривается как положительная тенденция, проект все же одобряется.
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
Метод расчета индекса рентабельности инвестиции (Pl)
Критерий Pl (Prefitability index) представляет собой не разницу доходов и затрат от реализации проекта, а их соотношение - доходы, деленные на затраты:
PV = СУММ(k=1...n) Pk/(1+r)k : IC.
Очевидно, что если: РI>1, то проект следует принять; PI<1, то проект следует отвергнуть; PI=1, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.
Чем больше Pl превышает единицу, тем выше инвестиционная привлекательность проекта. Иными словами, дисконтированные доходы от реализации проекта в Pl раз превосходят дисконтированные инвестиционные затраты.
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений, - чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект.
Благодаря этому критерий Pl очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV.
Метод расчета нормы рентабельности инвестиции
Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение ко эффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0
Смысл коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции
Метод имеет две характерные черты:
он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование его на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена.
ARR = PN / 0.5(IC - RV)
Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).
Бизнес новости статьи, как сохранить и сделать бизнес с нуля. Бизнес для дома. Готовый бизнес. Интернет бизнес 2009. Создание бизнес идеи. Как заработать на бизнес идеях. Уроки бизнеса. Бизнес-планы. Создание, реализация бизнес планов. Как заработать на рекламе. Реклама в интернете. Как заработать деньги в интернет?. Бизнес тесты.
Хостинг от uCoz