- Павел, Вы окончили Финансовую академию, тем не менее, клерком в области страхования не стали. Почему?-
Больше того, даже не пробовал заниматься страхованием. Я окончил вуз не
как все правильные дети за пять лет, а как неправильные за восемь. На
втором курсе ушел в академический отпуск, поскольку очень хотелось
зарабатывать. Соответственно, факультет страхования и страховой бизнес
меня потеряли.
- Значит, деньги Вас мотивировали?
- Нет, в первую очередь интерес и возможность доказать себе и
окружающим, что ты можешь сделать то, чего не могут другие. Это был
основной движущий фактор, а деньги - это приятная компенсация за
потраченное время.
- Зачем Вам нужно было что-то доказывать?- У меня отец
военный, мама - врач. Мы объездили всю страну: служили на Севере, в
Ленинграде, Латвии. В итоге пришлось поменять 11 школ. Когда приходишь
в новый кол-лектив, то приходится доказывать, что ты что-то из себя
представляешь. Видимо, детская психологическая травма переросла в
подспудное желание быть лучшим и делать то, что считаешь интересным.
- А интересным делом увлеклись уже на втором курсе?
- Сборка, разборка компьютера, установка каких-то программ - все это
меня очень занимало. Однажды один из моих друзей рассказал, что есть
клуб, в котором недавно установили кассовую систему стоимостью двадцать
тысяч долларов. Я не поверил! На тот момент для меня это была
астрономическая сумма. В ходе разговора выяснилось еще и то, что
обслуживать эту систему взяли парня, которому платят не менее
заоблачную сумму - тысячу долларов в месяц.
Как-то раз мы с приятелем вместе готовились к зачету. Вечером к нему
приехал брат с товарищем, который имел непосредственное отношение к
клубу с загадочными кассовыми аппаратами. Мой друг вскоре отправился
спать, а мне было интересно обо всем рас-спросить. Всю ночь мы
уничтожали алкогольные напитки, и к 5 утра старшие товарищи спросили у
меня: "Ты в компьютерах разбираешься? А то мы уволили системного
администратора. Приходи к нам".
- Вы, конечно, согласились?
- Да. С утра мы с другом сдали зачет, потом поехали выбирать компоненты
для кассовой системы, а вечером уже состоялось знакомство с владельцем
клуба. Этот момент запомнился мне навсегда. Меня спросили: "Сколько ты
хотел бы зарабатывать?" Помню, что потерялся. Пытался решить: просить
двести или триста долларов. Хотя знал, что предшественнику платили
тысячу. "Что ты думаешь? Восемьсот хватит?", - удивился будущий шеф.
Это значительно превышало все мои ожидания, но я выпалил: "На
испытательный срок!" Так, я устроился в ночной клуб "Беллз" на Большой
Полянке. Там была установлена та самая программа R-Keeper и
оборудование, которое мы сегодня продаем.
- Долго работали в клубе?
- Нет, полтора года. Потом понял, что устал, что хочу попробовать найти
правильную офисную работу. К тому же, через год в этом ночном клубе я
встретил свою будущую жену. И с этого момента началась новая страничка
в моей жизни. Я продолжил учиться, начал подрабатывать в большой
консалтинговой компании. Но все же развивается по спирали. Так, в один
прекрасный день мне позвонили давние приятели и попросили помочь им
запустить программу R-Keeper в новом клубе.
- И?
- Взял конверт с деньгами, купил программное обеспечение, установил его
и заработал очень приличные комиссионные. После появилась идея создать
собственную компанию. Целый год я устанавливал системы
друзьям-знакомым, а в 2001 году для того, чтобы найти новых клиентов
поехал на одно мероприятие. Для солидности, чтобы люди восприняли меня
серьезно - решил сделать визитки. Накануне вечером думал, как сложить
слова, что-бы получилось название компании. В итоге на толстом картоне
распечатал визитки с надписью: Павел Смирнов, менеджер проекта компании
HelpLine, и поехал на встречу. Честно не помню, какой был клиент. Но
все сложилось удачно.
- Без сучка и задоринки?
- Да, поскольку не было страха. Может, на сегодняшний день я бы и не
решился на такую авантюру, но отсутствие страха позволяет делать
немыслимые вещи.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы начать свое дело?
- Главное - верить, что все получится. Если допускаешь мысль о неудаче,
то риски увеличиваются. Не обойтись без умения убеждать, зажигать
людей. Пожалуй, в этом отличие предпринимателя от инвестора. Я умею
договариваться и ладить с людьми. А еще важно желание думать,
доказывать, что твои идеи жизнеспособны.
- Но Ваш бизнес построен на чужой идее…
- Компания Micros, которая создала одноименное программное обеспечение
(зарубеж-ный аналог R-Keeper), автоматизирует гостиницы и рестораны уже
30 лет. Программа R-Keeper появилась в 1993 году как решение для первых
ресторанов компании "Росинтер Ресторантс". Как всегда в монопольной
истории (это был 2000 год) никто не думал о сервисе. И тогда у меня
родилась идея круглосуточного оказания услуг. Кстати, в 2003-2004 годах
были ситуации, когда в день я принимал около 200 - 250 звонков. Было
опасение, что если переведу все звонки на офис и не буду их
контролировать, то все пойдет непра-вильно. Делегированию пришлось
учиться.
- Вы авторитарный руководитель?
- Нет, достаточно демократичный с лояльным подходом к несовершенству
мира и людей, но при этом если есть цель, то могу заставить человека ее
достичь.
- Каким образом?
- Объясняю, зачем это нужно сделать, стараюсь увлечь идеей. Из опыта
могу сказать, что крик и жесткость не действуют на 90% людей. Чтобы
достичь результата, эффектив-нее убеждать.
- Как подбирали команду? Кто был первым помощником?
- Я очень долго передвигался на такси: ловил машину и ехал. Как-то в
районе Кутузовского проспекта остановил темно-зеленую "Волгу". Когда
мужчина довез до места, то спросил: "Не нужен ли мне водитель". Мы
разговорились, и он стал первым сотрудником компании. Потом очень долго
пытался найти секретаря. Через друзей нашел одну барышню. Поначалу нам
было тяжело привыкнуть друг к другу, научиться совместно работать, но
на сегодняшний день она - мой помощник по многим вопросам. Это был
второй сотрудник. Дальше компания начала расти в геометрической
прогрессии. Технических спе-циалистов переманивал у конкурентов. Просто
звал выпить кофе и невзначай замечал: "Ребят, чего кроссовки такие
плохие. Давайте новые купим". Кстати, многие до сих пор работают.
- У Вас есть своя методика отбора кандидатов?
- Раньше в компании существовала стандартная анкета, которую
специалисты заполняли при трудоустройстве. Но весной этого года я
разработал свою анкету на 14 страницах. Кто-то из HR-менеджеров
раскритиковал ее, кто-то выделил интересные места. Главное - когда я
читаю эту "рукопись", мне понятно, что собой представляет человек,
насколько мне будет удобно им управлять и какой результат я смогу
получить. Вообще собеседовать всегда очень интересно. Иногда задаю
жесткие вопросы. Всегда же существует некий элемент соревнования:
кандидат сумел себя дорого продать или ты дешево купил хорошего
специалиста.
- У Вас есть свой фирменный вопрос?
- Сейлзов очень забавно спрашивать о том, могут ли они Родину продать. Всегда интересна реакция.
- Чего Вы ждете?
- На ходу придуманных историй. Если человек на это не способен, то он
мне уже не интересен. Один из HR-менеджеров заметил: "У Вас анкета для
креативных людей, но при этом вы хотите построить достаточно жесткую
бюрократическую структуру. Парадокс!" Вскоре я нашел этому объяснение.
Нельзя развиваться, если не будет сумасшедших идей, креатива и желания
двигаться вперед. При этом, когда компания достаточно большая и
происходят серьезные процессы, нельзя работать стихийно, требуется
существенная доля бюрократии: прописанных процессов, регламентов и т.д.
Но если берешь исполнителей, которые готовы работать по четким правилам
и не хотят от них отступать, то, как бы ты сам не зажигал и не пытался
их воодушевить - развития не будет.
- Сколько у Вас конкурентов?
- Глобально один - непосредственно производитель программного
обеспечения R-Keeper. Мы вдвоем удерживаем 95% московского рынка и 75%
регионального.
- Ваше дальнейшее развитие, наверное, будет происходить за счет регионов. Рано или поздно Москва насытится ресторанами.
- Год назад я так думал, что "потолок" в Москве не то что виден, а
практически достигнут. Но за это время ситуация изменилась: ресторанный
рынок по-прежнему растет (примерно на 30% в год) и еще далек от
насыщения. В Париже 20 тыс. ресторанов, в Нью-Йорке порядка 50 тыс. Я
думаю, что Москва будет расти до этого же количества. Пока в каждом
доме не откроется ресторанчику или кафе, развитие не остановится.
- Какие планы на будущее?
- Я уверен, что через три года мы станем национальной компанией,
предоставляющей любой сервис для ресторанного бизнеса на территории
России. А если о личных планах, то через два года хочу купить самолет.
Прямо загорелся этой идеей. Я часто летаю из аэропорта "Шереметьево".
Очень мне нравится позолоченный "Боинг" "Русского стандар-та",
украшенный черными вензелями компании.
- Для чего нужен самолет?
- Во-первых, это амбициозная цель, которую непросто достичь. Во-вторых,
это нечто материальное, а не просто счет в банке. А в-третьих, я люблю
путешествовать, а расписание рейсовых самолетов не всегда совпадает с
моим.
- Хотите научиться пилотировать?
- Наверное, нет. Мне экстрима хватает и в бизнесе.
- Из каких слагаемых состоит Ваша формула успеха?
- Придумать, поверить и сделать. Я не считаю, что самая тяжелая
ситуация является проигрышной. Я не оголтелый оптимист. В жизни много
серых и даже черных полос, но именно они дают возможность ощутить
контраст. Все можно преодолеть, всего достичь. При большом желании
границы раздвигаются, нет ничего невозможного!
О компании HelpLine занимается автоматизацией
ресторанов, кафе, баров, казино, боулингов, раз-влекательных комплексов
и других предприятий сферы развлечений. HelpLine - авторизи-рованный
дилер компаний UCS, «Пилот», «Сервис-Плюс», ITV. На счету фирмы более
800 завершенных проектов по автоматизации ресторанов, кафе, баров.
Бизнес новости статьи, как сохранить и сделать бизнес с нуля. Бизнес для дома. Готовый бизнес. Интернет бизнес 2009. Создание бизнес идеи. Как заработать на бизнес идеях. Уроки бизнеса. Бизнес-планы. Создание, реализация бизнес планов. Как заработать на рекламе. Реклама в интернете. Как заработать деньги в интернет?. Бизнес тесты.
Хостинг от uCoz